Краткое содержание фильмов ретроспективы Им Квон Тэка
20 июня, пятница, 19-00
РОДОСЛОВИЕ / Jokbo, 1978, 110 мин.
Время японского владычества в Корее, 1930-е годы. Корейцам предписано поменять свои имена и фамилии на японские. Японец Дани, живущий в корейском селе, получает указание склонить к этому местные семьи. Соль Чжин Хён, старейшина одной из семей, отказывается наотрез. Его дочь Ок Сон объясняет Дани, что потеря родового имени - смертный грех, уничтожение связи с предками, превращение человека в ничто. Дани разрывается между привязанностью к красавице и умнице Ок Сон и необходимостью выполнить приказ...
21 июня, суббота, 17-00
ПОГОНЯ ЗА СМЕРТЬЮ (ЧАККО)/ Chakko, 1980, 110 мин.
Сон Ги Ёль, бывший полицейский, превратился в бродягу. Его отправляют в психиатрическую лечебницу. Там он находит того, за кем гонялся тридцать лет: бывшего красного партизана Чакко. Когда-то, во времена гражданской войны, Сон взял Чакко в плен, но партизану удалось обхитрить его и бежать. Сон был выгнан из полиции, вся его жизнь пошла прахом. Он дал себе зарок – поймать Чакко во что бы то ни стало. После поражения левых сил Чакко скрывался в деревнях, пытался перебраться в Северную Корею. И всякий раз его настигал Сон, и всякий раз Чакко удавалось уйти... Теперь Сон угрозами заставляет Чакко бежать из лечебницы, чтобы он прилюдно сдался властям. Но окружающие уже не понимают, из-за чего один старик обвиняет другого...
21 июня, суббота, 19-00
МАНДАЛА / Mandala, 1981, 105 мин.
Странствующих монах Побун встречается с другим странником по имени Чжисан. Они решают пройти часть дороги вместе. Неутомимый искатель истины Побун заинтересован речами загадочного спутника, в которых сквозят и глубокий скептицизм, и глубокое отчаяние. Когда-то Чжисан, совращенный ветреной девушкой Ок Сон, был выгнан из монастыря, скитался, пристрастился к выпивке. Но он по-своему ищет истину. Побун идет с ним в Сеул, где они отыскивают Ок Сон, но она теперь проститутка. После ночи в борделе Побун в страхе бежит из Сеула. Однако странникам вновь суждено встретиться. В отдаленном скиту Чжисан выскажет свое таинственное духовное завещание и окончит свой жизненный путь...
«Это фильм по книге Ким Сок Дона о двух монахах, избравших разные пути к медитации: один – в храмах, другой – в миру. Неважно, на что направлены их усилия: главное – чистота и красота их образа жизни, который я захотел перенести в кино», - говорит режиссер.
22 июня, воскресенье, 17-00
ДОЧЬ ПЛАМЕНИ / Bul-ui ttal, 1983, 108 мин.
Ли Хэ Чжун – столичный житель, его жена – из корейских христиан-протестантов. Каждую ночь Ли снится страшный сон: охваченная пламенем женщина молит о помощи. Ли отправляется на родной остров Чжиндо. Там ему открывают тайну: его мать Ён-Нё, которую он не видел с 13 лет, была дочь шамана и сама сильная шаманка. Она вышла замуж за шамана, после смерти мужа жила с разными мужчинами и, в конце концов, покинула остров, бросив юного сына. Ли осознает, что к нему, сыну шамана, взывает о помощи дух матери.
На остров Чжиндо приезжает и жена Ли: здесь ежегодно совершается празднество, эхо библейского чуда – перехода Моисея через Красное море. Жена категорически против шаманистских традиций.
Хэ Чжун мучим опасениями. Может ли сын шамана жить в протестантской семье? Не лучше ли бросить всё и вернуться в родную деревню?.. Кадры фильма пропитаны древними ритмами, которые становятся почти осязаемыми. Они живут и развиваются внутри самой обыденной жизни – тем более мощным и сокрушительным предстает финальный всплеск экстатической поэзии.
22 июня, воскресенье, 19-00
РАЗОРВАННАЯ СТРАНА / Gilsoddeum, 1985, 105 мин.
Хва Юн счастлива замужем и материально обеспечена. Но однажды она видит телепрограмму о родственниках, разлученных во времена Корейской войны.
...Хва Юн рано осиротела. Ее первой любовью был Дон Чжин, от которого она родила сына. Война разлучила ее с любимым и с ребенком. Теперь Хва Юн кажется, что она узнала сына на телеэкране. В толпе у телестудии она сталкивается с Дон Чжином. Они вместе отправляются искать сына. На видеозаписи Хва Юн видит парня, который может оказаться ее ребенком. Она шокирована его грубыми манерами. К тому же, если Хва Юн признает внебрачного ребенка, ей (по бытующей традиции) придется выбирать между ним и своей нынешней семьей. Она может попросту потерять всё, что нажила за последние годы...
23 июня, понедельник, 19-00
СОПХЁНЧЖЕ / Seopyeonje, 1993, 112 мин.
Фильм о великой традиции народного представления пхансори. В годы, когда корейское кино испытывало кризис, фильм стал кассовым хитом. Благодаря ему, по всей Корее начало возрождаться старинное искусство пхансори.
1960-е годы. Человек по имени Дон Хо бродит от деревни к деревне, ища свою названую сестру Сон Хва. Он вырос бок о бок с ней, его – как и маленькую Сон Хва – усыновил бродячий певец пхансори. Они странствовали вместе, мальчик учился игре на барабане, девочка – пению. Но зарабатывать на жизнь было всё труднее. Дон-Хо покинул семью. Сон-Хва осталась, но сердце ее было разбито. Отчим настоял на том, чтобы она продолжала петь. Более того, он ослепил ее, полагая, что только лишившись зрения, она сможет совершенствовать свое искусство. После смерти приемного отца слепая девушка влачила полунищенское существование. Много лет прошло, прежде чем Дон-Хо, без конца сожалевший о своем уходе, встретил названую сестру...
24 июня, вторник, 20-00
НАЕМНАЯ МАТЬ / Sibaji, 1986, 95 мин.
Сан Гё, отпрыск знатной семьи, женат на Си Юн. У них до сих пор нет сына, наследника рода. Мать и дядя Сан Гё решают пригласить «наемную мать», Окнё. Поначалу Сан Гё не одобряет этого – он любит законную жену, но при первой же встрече влюбляется в красавицу Окнё. Си Юн начинает ревновать. Окнё беременеет. Семья радуется и заботится о ней. Окнё забывает о своем положении наемной матери, о предупреждении – не влюбляйся в отца ребенка... Рождается мальчик. Его сразу забирают у Окнё и вручают Си Юн, законной жене. Семья празднует счастливое событие, а Окнё получает приказ немедленно покинуть дом...
25 июня, среда, 19-00
ТОРЖЕСТВО / Chukje, 1996, 108 мин.
Ли Чжон Соп, известный писатель, получает известие о смерти престарелой матери и едет в родной приморский город. Как старший сын, он должен главенствовать в обрядах трехдневной церемонии похорон. Хлопоты, сведшие вместе родственников, становятся «лакмусовой бумажкой» потаенных распрей и упреков. Комедия семейных пререканий выявляет вину и долг каждого перед умершей бабушкой… Конфликты усугубляются, когда приезжает вызывающе одетая Ён Сон - внучка покойной, племянница Чжон-Сопа. Тринадцать лет назад она сбежала, прихватив из дома все деньги. Журналистка Хэ Лим (судя по разговорам, любовница Чжон Сопа) выведывает у Ён Сон, что у той было трудное детство, только бабушка приютила девочку и заступалась за нее.
Идет своим ходом торжественная церемония проводов человека в иной мир. Древний обычай показан в его полноте.
И хотя приезжий певец молитв напился, хотя фальшивое «пение» родственников во время ночных бдений вызывает у стариков возмущение, а у молодых улыбку, и вообще подзабытый ритуал идет наперекосяк, – странным образом всё успевается. В момент общей суматохи в руки Ён Сон попадает экземпляр книги Чжон Сопа – это детская сказка о бабушке, написанная от лица внучки…
Как получилось, что по возвращении с похорон страсти улеглись, и каждому нашлось свое место в домашнем кругу? Не то живые успели простить друг друга, не то умиротворенная душа умершей (благодаря не внешнему ритуалу, а спрятанной в нем сути – отданию долга) позволила скорби слиться с улыбкой и помирила родных? Одно без другого не бывает…
26 июня, четверг, 19-00
ПОВЕСТЬ О ЧХУНХЯН / Chunhyang dyeon, 2000, 136 мин.
XVII век. Юноша Монрён, сын градоправителя, влюбляется в прекрасную Чхунхян. Она - дочь кисэн (куртизанки), а значит, несмотря на ум и образованность, ее положение близко к рабскому. Она сама обречена стать кисэн, если никто не осмелится взять ее в жены. Монрёна не останавливает неравенство: он просит Чхунхян стать спутницей его жизни. Увы, юноше приходится расстаться с ней, потому что его отца вызывают в столицу, ко двору властителя. Монрён обещает вернуться – уже в ранге судейского чиновника. В Намвон, родной город Чхунхян, прибывает новый градоправитель Пён, весьма падкий до женщин. Чхунхян не соглашается прислуживать ему. Пён приказывает пытать ее и бросить в темницу. Тем временем Монрён блестяще сдает экзамены в столице, и властитель делает его своим личным посланником, своего рода «ревизором». Этот пост дает власть наказывать коррумпированных чиновников. Переодетый бродягой, в сопровождении верного слуги, Монрён отправляется в Намвон…
Фильм по старинной повести, которая стала излюбленным сюжетом музыкального представления пхансори. Сама структура фильма основана на ритмах пхансори. За кадром звучит голос певца, с которым согласовываются перемещения и реплики актеров и даже движения кинокамеры....
27 июня, пятница, 19-00
ШТРИХИ ОГНЯ / Chihwaseon, 2001, 117 мин.
Жизнь гениального корейского художника второй половины XIX века, который прошел путь от уличного мальчишки из бедных слоев общества до живописца, признанного высочайшими кругами. Его звали Чан Сын Оп; учитель, признав его талант, дал ему престижный псевдоним – О Вон. Подобно Ван Гогу, Чан Сын Оп непрерывно искал внутреннего освобождения и творческой истины, много странствовал. Стремясь превзойти самого себя, он, увы, доходил до саморазрушения, брал в соучастники творчества вино и разгульную жизнь. Чан Сын Оп прослыл чудаком, отказался от обеспеченной жизни при дворе, был на «ты» со стихиями природы.
Художник как свидетель времени и создатель собственного закона, мастер, не подчиняющийся чужой воле, становится здесь alter ego самого Им Квон Тэка. В этом смысле фильм сопоставим с лентой «Андрей Рублев» Андрея Тарковского. Образ Чан Сын Опа великолепно воплотил на экране актер Цой Мин Сик.
28 июня, суббота, 16-00
ГОРЫ ТХЭБЭК / Taebek sanmaek, 1994, 168 мин.
Эпическое полотно о гражданской войне в Корее (1948-1953), когда родственники разлучались, когда брат шел против брата. В городке провинции Чолла молодые люди, принадлежащие к разным партиям и движениям, и женщина-шаманка вовлечены в вихрь событий, в результате которых страна будет разделена пополам. Ём Сан Чжин – предводитель отряда левых, преследователь «реакционеров». Его брат Сан Гу возглавляет борьбу против коммунистов и сочувствующих им. То одна, то другая сила «освобождает» город. Шаманка Сохва влюблена в деятеля южно-корейской коммунистической партии Чон Ха Сопа. Учитель Гим Бём У критикует и правых, и левых, его мечта – общенациональное возрождение. Но его попытки склонить людей к примирению наталкиваются на противодействие, и Гим горестно наблюдает, как людей приносят в жертву идеологическому безумию. Приходит 1949 год, и уцелевшие в распрях герои узнают, что бунты и стычки переросли в общенациональную войну...
28 июня, суббота, 19-00
ТЫСЯЧЕЛЕТНИЙ ЖУРАВЛЬ / Chun nyun hack, 2007, 106 мин.
Дон Хо и Сон Хва – названые брат и сестра, пасынок и падчерица странствующего певца Ю Бона. Дон Хо влюблен в Сон Хва. Он постоянно спорит с отчимом, который упрямо хочет сделать Сон Хва великой певицей искусства пхансори. Юноша решает жить своей жизнью, увлекается певичкой из псевдо-народной труппы и женится на ней, но вскоре начинает понимать, что не она – его истинная любовь. Впавший в нищету приемный отец незадолго до своей смерти ослепляет Сон Хва отваром ядовитых трав, чтобы «помочь» ей достичь совершенства в искусстве пения. Слепую девушку берет под покровительство богатый старик, живущий «вне времени», в мире поэзии и музыки, и Сон Хва отвечает ему любовью. Когда муж умирает, она покидает его дом и отправляется странствовать. Проходят долгие годы разлуки, но Дон Хо все еще ищет Сон Хва. Он совершенствует свое мастерство игры на барабане, чтобы его аккомпанемент был созвучен ее пению. Сердце чувствует: она где-то рядом…
Сотый фильм Им Квон Тэка – не продолжение и не вариация сюжета «Сопхёнчже» (хотя, казалось бы, здесь повторяются имена героев и основные сюжетные линии), его замысел – особый.
«Это история о любви, - говорит сам режиссер. - О любви тех, у кого пхансори всю жизнь течет в жилах. Фильм «Сопхёнчже» был средством поскорее передать наш интерес к исчезающему пхансори, чтобы мы увидели это искусство глазами и прочли разумом. В «Повести о Чхунхян» я хотел показать жизнь в эпоху династии Чосон через глубину нашей культуры пхансори. А в «Тысячелетнем журавле» пхансори – это звучание людей. Звучание, через которое двое людей беспрестанно передают свою любовь друг к другу. В конце мне хочется показать, как любовь и пхансори становятся единым целым».